Программы

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Юная средняя общеобразовательная школа Оренбургского района» Программа развития школы «Управление качеством образования на основе внедрения информационных технологий и образовательного мониторинга в учебно-воспитательный процесс школы на 2009-2013 гг.» п. Юный 2009 г. Проблема качества образования в начале ХХI века встает со всей остротой в условиях социально-экономических перемен и модерни¬зации системы образования. Отношение к качеству как важнейшему фактору повышения уровня жизни, экономической, социальной и экологической безопасности, как к национальной идее, как к одной из фундаментальных кате¬горий, определяющих успешное развитие человека и общества, требует поиска новых целевых установок в образовательной политике, кардинального пере¬смотра традиционных взглядов и представлений о качестве образования и пу¬тях его обеспечения. Современная общеобразовательная школа многообразна и сложна, она непрерывно изменяется. Обновление школы предполагает решение ряда сис¬темных задач: нормативно-правовых, экономических и содержательных. Перво¬степенной из них является задача достижения нового, современного качества образования. В общегосударственном плане новое качество образования ¬это его соответствие современным жизненным потребностям развития страны. В педагогическом плане - это ориентация образования не столько на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, сколько на развитие личности. Образовательное учреждение должно фор¬мировать новую систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся и вос¬питанников, то есть современные ключевые компетенции, что и определяет со¬временное содержание образования. Анализ основных показателей школы в динамике за три последних года наглядно доказывает актуальность проблемы качества образования: Учебный год Количество учащихся Закончили на «5» Закончили на «4» и «5» Успеваемость Качество 2006-2007 207 17 61 98,2 % 41 2007-2008 184 14 64 100 % 45,9 2008-2009 172 13 61 100 % 46 При общем повышении качества обучения наблюдается нестабильная динамика процента «хорошистов» и отрицательная динамика процента отличников от общего числа контингента учащихся на всех ступенях обучения. Процент качества образования по школе ниже показателя района. Изучая результативность обучения учащихся с одной тройкой, нами уста¬новлено, что педагоги недостаточно внимания уделяют реализации принципов личностно-ориентированного подхода. Так, 10% обучающихся имеют отметку«3» только по одному предмету, иногда этими предметами являются физкуль¬тура, музыка, ИЗО, история, биология. . Проводя проблемно-ориентированный анализ работы школы за 2008/09 учебный год, мы осознали, что в школе нет системы по выявлению и организа¬ции работы с одаренными детьми. Результаты районных и областных олимпиад подтверждают отсутствие динамики достижений учащихся: Уровень олимпиад 2006-2007 уч.год 2007-2008 уч. год 2008-2009 уч.год Районные олимпиады 3 победителя 2 призера 1 победитель 2 призера 3 победителя 1 призер Областные олимпиады 2 участника 1 участник 2 участника Социологический опрос ро¬дителей по изучению образовательного спроса также актуализирует данную проблему для нас: из 4 максимальных баллов на вопрос: «Справедливо ли пе¬дагоги оценивают достижения ребенка в учебе?» - родители отметили 3,2 бал¬ла; -на вопрос об учете индивидуальных особенностей ребенка учителями отме¬тили лишь 3,0 балла на вопрос: «Создает ли школа условия для полноценного развития ребенка?» - отметили 3,5 балла. Следует заметить, что с 2005 г. нами используются элементы мониторинга образовательного процесса: уровня учебных достижений класса по предмету, отслеживается характер динамики по четвертям (полугодиям) и за год. Параметры мониторинга: % успеваемости, % качества знаний, уровень обученности. Проводимый мониторинг осуществлялся по дан¬ным статотчета классных руководителей и учителей-предметников (по состоя¬нию преподавания предмета) по четвертям и за год. Аналитическая деятель¬ность мониторинга сводилась к оцениванию уровня обученности всего класса и количества учащихся, имеющих одну тройку, в сравнении с показателями про¬шлого года. Данный мониторинг позволял определить уровень знаний учащихся класса, увидеть характер динамики показателей, определить рейтинг класса по всей школе, выявить наибольший процент учащихся, имеющих одну тройку по конкретному предмету, отследить динамику показателей обу¬ченности этих учеников в течение года. Мониторинг уровня обученности не позволил нам увидеть динамику раз¬вития каждого ученика. Это вызвано традиционной обработкой результатов мо¬ниторинга и не возможностью оценить динамику изменений отдельного ученика в массовой школе. Мониторинг оценки результата учебного процесса только по обученности (т.е. по отметке) выявил недостатки, которые имеют место в об¬щеобразовательной школе. Очень часто учащиеся показывают низкий уровень достижений (низкую обученность) по разным причинам, не имеющим непосред¬ственного отношения к данному учебному предмету: - отставание по предмету в результате пропусков по заболеванию; - негативные отношения с учителем данного предмета - низкий уровень сформированности общеучебных навыков и отсутствие познавательного интереса к данному предмету на фоне общей низкой культуры в значимом социуме. В таких условиях ученик демонстрирует низкий уровень знаний по пред¬мету, но обученность никак не выявляет его возможностей, а только формально констатирует «неуспех». Анализ осуществляемого до 2009 г. мониторинга поставил перед админи¬страцией школы пять вопросов: 1. Как оценить динамику изменений в учебном и личностном росте ребенка? 2. Как оценить деятельность педагогов по развитию учеников? 3. Как представить результаты образовательного процесса при анализе деятельности школы? 4. Как управлять мониторингом качества образования? 5. Как усовершенствовать существующий мониторинг на основе информа¬ционных технологий? Таким образом, мы пришли к выводу, что управление качеством образо¬вания является ключевой парадигмой развития нашей школы. Понимание термина «качество образования» - одна из сложнейших и ак¬туальных проблем российского образования. Мы рассматриваем качество образования как совокуп¬ность показателей, характеризующих эффективность дея¬тельности образовательного учреждения в целях развития личности ученика и учителя. Для решения задач повышения качества образования необходимы пере¬осмысление концепций и технологий современной управленческой деятельно¬сти и модернизация традиционных подходов к управлению образовательным учреждением. Ключевым элементом, обеспечивающим эффективное управле¬ние, служит оценка качества образования, основывающаяся на достоверных и сопоставимых данных о достигнутых образовательных результатах, сте¬пени их соответствия нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям. Понятие «качество образования» является важнейшей итобговой характеристикой грамотного управления образовательным процессом. «Управление качеством образовательного процесса - это целенаправленное, комплексное, скоординированное воздейст¬вие как на данный npоцесс в целом, так и на его основные эле¬менты в целях достижения наибольшего соответствия па¬раметров его функционирования и результатов соответст¬вующим требованиям, нормам и стандартам», - отмечает В.П Панасюк. ММ Поташник подчеркивает, что управление качеством образования - это особое управление, организованное на дос¬тижение не любых, не случайных, не просто лучших, чем прежде, не тех, что сами по себе получатся, а вполне опреде¬ленных, заранее спрогнозированных с возможной степенью точности результатов образования, причем цели (результа¬ты) должны быть спрогнозированы операционально в зоне потенциального развития ученика (выпускника), то есть речь всегда идет о наивысших, возможных для конкретного школьника, об оптимальных результатах. П.И. Третьяков и Т.И. Шамова под управлением качест¬вом образования понимают целенаправленный, ресурсообеспе¬ченный, спроектированный образовательный процесс взаимо¬действия управляющей и управляемой подсистем по дости¬жению качества запрограммированного результата. Мы считаем, что управление качеством образования ¬комплексный и целенаправленный процесс воздействия на об¬разовательный процесс в целях достижения определенных, заранее спрогнозированных результатов в соответствии с миссией учреждения. Проведенный учеными анализ структурных компонентов в практике управления дает возможность выделить узловые аспекты построения и реализации процесса управления качеством образования: 1. Цепь процесса обучения должна быть максимально техноло¬гична - для этого естественно использовать педагогические технологии. 2. Для установления исходного состояния учащихся необходимо обос¬новать и разработать соответствующую технологию. 3. Количественный и качественный анализ содержания учебного материала должен выделить основные факторы, влияющие на каче¬ство образования, что, в свою очередь, позволит прогнозировать результаты образовательного процесса. 4. Для обеспечения систематической обратной связи должно быть орга¬низовано непрерывное, длительное наблюдение за состоянием образо¬вательной среды школы и ее воздействием на личность учащегося. Все перечисленные задачи должны решаться на основе информационных технологий. По определению академика В.Н Глушкова: «Информаци¬онные технологии - процессы, связанные с переработкой ин¬формации». Рассматривая имеющиеся на сегодняшний день информационные техно¬логии, мы выделяем в качестве важнейших характеристик: 1. Автоматизацию управленческого труда и создание службы информаци¬онного обеспечения. 2. Эффективную систему инспекционно - контрольной деятельности за об¬разовательным процессом. З. Осуществление образователь¬ного мониторинга. В соответствии с общими требова¬ниями передаваемая информация долж¬на быть надежной, т.е. получателю она должна доставляться с минимальными потерями и искажениями; эффективной, т.е. за единицу времени должно быть доставлено оптимальное количество со¬общений. Разрабатывая образовательный мониторинг, мы конкретизируем направления приоритетной для педагогического коллектива информации: 1. Личностно-ориентированный мониторинг обучающихся. 2. Рейтинговый мониторинг классных коллективов. 3. Индивидуальный мониторинг качества образования (для обучающихся и педагогов) по предметам. 4. Диагностика педагогических кадров. По общепринятому понятuю образовательный мониторинг ¬это система организации сбо¬ра, хранения, обработки и рас¬пространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая не¬прерывное слежение за ее со¬стоянием и прогнозированием ее развития. Мы выделяем следующие виды образовательного мониторинга, приме¬няемые в школе и классифицированные по таким основаниям, как: - масштаб целей управления образовательным процессом (страте¬гический, тактический, оперативный); - этапы управленческого процесса (входной, промежуточный, ито¬говый); - частота процедур (разовый, периодический, систематический); -охват объекта управления (локальный, выборочный, сплошной); используемый инструментарий (стандартизированный, нестандар¬тизируемый, матричный) и оценочные индикаторы (формализо¬ванный, неформализованный ); - уровень активности субъектов управленческой и образовательной деятельности (самообследование, взаимооценка и рефлексия). Таким образом, мы полагаем, что создание и использование единой ин¬формационной системы в виде компьютерной сети и внедрение автоматизиро¬ванных процедур сбора и передачи информации, введение единых стандартных процедур и бланковых форм для переработки информации гарантируют качест¬во образования. Новизна программы: 1. Проведение комплексного образовательного мониторинга по состав¬ляющим: обученность, обучаемость, общеучебные умения и навыки и личност¬ный рост ученика. 2. Управление образовательным процессом в контексте компетентностно¬го подхода на основе информационных технологий. З. Психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса. Раздел I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРОГРАММЫ Идея программы: изменить управление образовательным учрежде¬нием ради личностного роста ребенка, повышения профессиональ¬ной компетентности педагога и выполнения образовательного зака¬за родителей, общественности. Цель программы: проектирование и апробация эффективной модели управления качеством образования на основе внедрения информационных тех¬нологий и образовательного мониторинга в учебно-воспитательный процесс. Задачи программы: 1. Разработать и описать модель управления качеством образования на основе информационных технологий и образовательного мониторинга в учебно¬воспитательном процессе школы. 2. Апробировать модель управления качеством образования на основе информационных технологий и образовательного мониторинга в учебно¬воспитательном процессе. 3. Создать систему научно-методического обеспечения и психологическо¬го сопровождения программы управления качеством образования на основе информационных технологий и образовательного мониторинга в учебно¬воспитательном процессе. 4. Разработать методические рекомендации по повышению эффективно¬сти управления образовательным учреждением в контексте управления качест¬вом образования. Объект мониторинга: качество образования, обеспечиваемое школой, как совокупность его свойств, определяющая его способность удовлетворять требования общества, запросы и ожидания потребителей образовательных ус¬луг в отношении всестороннего развития личности школьника. Приоритетные принципы управления качеством образования: 1. Эффективность (определяется уровнем образованности выпускни¬ков, соответствием уровня и содержания их подготовки потребностям и запро¬сам общества, а также положительной динамикой всех показателей школы в целом и каждого обучающегося в отдельности). 2. Надежность (определяется в реализации принципа преемственности и устойчивости образовательного процесса по ступеням обучения). 3. Оптимальность (измеряется совокупностью затрат времени, сил и ре¬сурсов в образовании). 4. Устойчивость (предполагает стабильность и преемственность педаго¬гических кадров). 5. Объективность (отражает способность педагогического контроля точ¬но передавать информацию о состоянии контролируемого объекта, процесса). б. Систематичность (характеризует проведение мониторинга на всех этапах педагогической деятельности). 7. Дифференцированность (предполагает создание обучающемуся права выбора в представленных заданиях и видах деятельности). 8. Прогрессивность (обеспечивает улучшение показателей образова¬тельного процесса). 9. Интегративность (подразумевает реализацию гуманизации и гумани¬таризации образовательной среды). 10. Демократичность (предполагает право выбора участниками образо¬вательного процесса своей позиции и участия в управлении школой). РАЗДЕЛ 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОГРАММЫ ¬ 2.1. Модель управления качеством образования Миссия школы - воспитание социально-компетентной личности и гуманистическое сотрудничество с целью раскрытия и успешной реализации личностного потенциала участников образовательного взаимодействия Политика в области качества Организационные структуры управления образовательным учреждением и образова- тельным процессом (администрация, мето- дическая, психологическая службы) Документы систе¬мы качества: руко¬водство по качест¬ву, методологиче¬ские инструкции Основания и база для оценки и обеспечения качества образования Государственный образовательный стандарт; образовательные программы; учебные планы; оценочно-критериальная система школы; нормы, закрепленные в Уставе образовательного учреждения, в действующих нормативных документах Процедуры, используемые для обеспечения качества образования Аттестация педагогов Аттестация выпускников Экспертиза инноваций, проектов, образователь ных и учебных программ Самообсле-дование по качеству образова ния Принятие важней ших управлен ческих решений, реализация программ качества Проверка выполне-ния планов, решений, диагнос-тика эффектив-ности системы качества, состояние ее элементов Документи-рование хода и результатов процессов Процессы, регулируемые системой качества (технологические, системные) Ресурсы, обеспечивающие функционирование образовательного учреждения и образовательного процесса Основные процессы Учебная работа; воспита¬тельная работа; процесс текущего функционирования образовательной системы школы; процесс развития образовательной системы школы Вспомогательные процес¬сы Методическая и опытно ¬экспериментальная работа; хозяйственная деятельность; деятельность в системе до¬полнительного образования; кадровая работа; мотиваци¬онные процессы Кадры администрации, педагогических работников и специалистов функцио¬нальных служб; образовательная ин¬фраструктура; бюджетные и внебюд¬жетные финансовые средства; продукты интеллектуальной деятельности (мето¬дические и научные разработки и т.п.);статистика, банки данных; библиотеч¬ные фонды; средства коммуникации; фонд контрольно-оценочных средств Результаты образовательной деятельности и функционирования образовательного учреждения Качество подготовки выпускников; выполнение учебного плана; удовлетворенность обучающихся качеством образования; личностные достижения учителей и обучаемых; влияние школы на другие образовательные и социальные системы; результаты инновационной деятельности; результаты хо¬зяйственной деятельности; результаты внешней оценки деятельности образовательного учреждения, внешнего аудита качества образования Система управления качеством образования на разных уровнях Директор, заместитель директора Учитель Классный руководитель Психолог Соцпедагог Ученик Родитель 1. Создание условий повы- шения качества образования для обучающих- ся и педагогов. 2.0пределение методик, форм, критериев, пока- зателей и про- цедур оценки резуль тативно- сти образова- тельного про- цесса. 3. Обеспечение эФФективного социального партнерства. 4. Создание единой инфор- мационной сис- темы. 5. Систематиче- ское изучение образователь- ного спроса обучающихся, родителей, а таюке общест- венности по качеству обра- зования 1. Обеспечение условий разви- тия личности обучающегося по локазателям: . обученность; .обучаемость; . уровень сфор- мированности общеучебных умений и на вы- ков, личност- ный рост. 2. Проведение оценки резуль- тативности об- разовательного процесса по установленной циклограмме и технологии мо- ниторинга. 3. Обработка результатов учебного про- цесса по пред- мету. 4. Педагогиче- ская рефлексия и взаимооценка коллег 1. Обеспечение взаимодействия учителей- предметников, учащихся и ро- дителей по про- ведению мони- торинга резуль- татов учебного труда классного коллектива. 2. Обработка данных монито- ринга уровня обучаемости учащихся класса. 3. Оформление индивидуальной карты резуль та- тивности учеб- нога процесса. 4. Индивидуаль- ная работа с родителями по выполнению рекомендаций психолога 1. Обеспечение психологическо- го сопровожде- ния мониторинга качества обра- зовательного процесса (педагогов, обу- чающихся, ро- дителей) по- средством про- ведения кон- сультаций, тре- нингов, индиви- дуальных и групповых заня- тий, направлен- ных на профи- лактику и пре- дупреждение нежелательных явлений, кото- рые отражаются на качестве образователь- ного процесса 1. Стремление к самопознанию, самовоспита- нию, саморазви- тию, само реал и- зации и само- презентации. 2. Овладение ключевыми ком- петентностями и культурой умст- венного труда. 3. Накопление достижений и формирование портфолио 1. Создание условий в се- мье, обеспечи- вающих физи- ческое, нравст- венное и интел- лектуальное развитие лично- сти ребенка. 2. Обеспечение систематического контроля за ре- зультатами обу- чения ребенка. 3. Исполнение рекомендаций психолога, учи- теля, классного руководителя. 4. Участие в соуправлении школой 2.2. Проuеccvальный механизм программы Качество образования Качество целей Качество условий Качество образовательного процесса Качество конечных результатов Рассмотрим каждую из составляющих качества образования. Качество целей Ранее было принято считать, что цель - это образ желаемого результата. Новое современное толкование категории «цель» по мнению М.М. Поташника и В.С Лазарева - это предельно конкретный, охарактеризованный качественно, а где можно, то и количественно, образ желаемого результата, которого ребенок (школа) реально могут достичь к строго определенному времени. Цель и ре¬зультат должны быть представлены, измерены, охарактеризованы и описаны в одних параметрах, позволяющих проверить соответствие результата постав¬ленной цели. Качеcтво условий 1. Управленческие (оценка отслеживания результатов по эффективности исполнения функций: мотивационно-целевой, информационно-аналити¬ческой, планово-прогностической, организационно-исполнительской, кон¬трольно-регулировочной и оценочно-регулятивной). 2. Кадровые. З. Научно-методические. 4. Материально-технические. 5. Психологические. 6. Санитарно-гигиенические. Качеcтво образовательного прoцecca 1. Качество содержания образовательного процесса (инвариантный уровень, вариативный и личностный уровень). 2. Качество образовательных технологий (раскрытие потенциала ученика, содействие в самопознании и самореализации ученика, успешная социа¬лизация ученика, владение ключевыми компетентноcтями). Качество конечных рeзультатов 1. Стабильность и положительная динамика состояния здоровья учащихся. 2. Образованность ученика на основе его обученности. З. Воспитанность ученика. Методы, используемые в управлении качеcтвом 0бразования 1. Компьютерное определение уровня самоактуализации ученика и учителя. 2. Компьютерное тестирование учащихся, педагогов. З. Компьютерные социологические опросы родителей и общественности. 4. Компьютерное анкетирование участников образовательного процесса. 5. Изучение результатов углубленного медицинского осмотра школьников. 6. Изучение результатов административных контрольных срезов. 7. Педагогическое наблюдение, диагностирующие задания. 8. Изучение технологических карт учителей. 9. Изучение школьной документации (учебный план, классные журналы, дневники учащихся, тетради и т.д.) 10. Собеседование с учащимися, учителями, родителями. 11. Проблемно-ориентированный анализ деятельности школы. Критерии оценки качества образовательной деятельности школы Уточненные шесть критериев внешней и внутренней оценки деятельности школы представляют собой продукт совместной работы директора школы и ин¬спекторов органов образования. Критерии оценки носят рекомендательный ха¬рактер и нуждаются в доработке, определении четких количественных шкал -¬ измерителей. В уточненном виде критерии оценки представляют собой следующую картину. Критерий 1. Качество управления Показатель 1.1. Качество организационной модели школы. Этот показа¬тель зависит от того, какая из пяти организационных моделей принята и дейст¬вует в школе (по нарастанию предпочтительности: сегментная, линейная, кол¬легиальная, матричная, модульная). Показатель 1.2. Общественное самоуправление и его эффективность. Этот показатель оценивается тем выше, чем больше из перечисленного имеется в наличии: а) программа развития как результат коллективной деятельности Совета школы и других общественных групп; б) успешно работающие детские общественные организации. Критерий 2. Ресурсное обеспечение Показатель 2.1. Сохранение и расширение материально-технической ба¬зы. Данный показатель оценивается тем выше, чем: а) дольше служит школьное оборудование и имущество; б) полнее укомплектованность соответствующей мебелью, учебниками, инвентарем, расходными материалами; в) более функционально используются решения для поддержания здоро¬вья детей (столовая, спортивная площадка, пришкольный участок); г) интенсивнее эксплуатируются компьютеры и оргтехника. Показатель 2.2. Привлечение средств на развитие педагогов. Данный показатель оценивается тем выше, чем: а) рациональнее будут использоваться бюджетные средства (надтарифный фонд); б) больше материальных, учебно-методических, информационных средств будет привлечено со стороны; Критерий 3. Качество vчебного плана и учебных программ Показатель 3.1. Качество учебного плана. Показатель оценивается тем выше, чем более в нем: а) сбалансированы федеральный и региональный компоненты; б) просматривается «лицо» школы; в) учтены пожелания школьников и их родителей, имеются различные формы получения образования путем индивидуальных образовательных мар¬шрутов (экстернат для одаренных детей, домашнее, семейное, вечернее, дис¬танционное, открытое и гибкое обучение и др.); г) рационально распределено время между учебными предметами; но вы¬деленное время на практико-ориентированную деятельность учащихся (граж¬данское и экологическое образование). Показатель 3.2. Качество учебных программ. Данный показатель оцени¬вается тем выше, чем более представлены: а) преемственность и согласованность содержания программ по годам обучения и предметным областям; б) наличие кадров и учебно-методического обеспечения; в) вариативность курсов по выбору, наличие курсов психологического и компьютерного сопровождения профильного обучения, к ЕГЭ и др. Критерий 4. Достижения vчащихся Показатель 4.1. Учебные достижения учащихся. Этот показатель оцени¬вается как более успешный, чем выше: а) показатели стандартных контрольных срезов при переходах учащихся из одного уровня обучения в другой, данные ЕГЭ; б) количество медалей у выпускников; в) количество побед на олимпиадах; г) показатели системной работы научного общества учащихся (процент участников от общего числа школьников, процент победителей конкурсов от общего числа участников). Показатель 4.2. Внеучебные достижения учащихся. Показатель оцени¬вается тем выше, чем: а) выше процент участников кружков и клубов от общего числа школьни¬ков, выше процент победителей соревнований и конкурсов от общего числа участников; б) более сформированы жизненные планы старшеклассников; в) более социально нормированным является поведение детей вне школы; г) большее количество детей участвует в районных городских, российских и международных социальных проектах. Критерий 5. Пeдагогический коллектив как команда Показатель 5.1. Активность педагогического коллектива как команды. Данный показатель оценивается тем выше, чем: а) большее число учителей участвует в системно организованной работе научных и творческих лабораторий, образовательных и социальных проектов; б) выше процент учителей с высшей категорией от общего числа педагогов. Показатель 5.2. Индивидуальные достижения отдельных педагогов. Они оцениваются высоко в зависимости от: а) наличия званий, наград, ученой степени; б) результативности самообразовательной работы в научно-методических, творческих и общественных объединениях. Критерий 6. Школьная кvльтура и психологический климат Показатель 6.1. Безопасность и здоровьесбережение. Данный показа¬тель тем выше, чем: а) проявляется большая забота о сохранности планового контингента учащихся и педагогов; б) благоприятнее показатели тестовых исследований по проблемам физи¬ческого, психического, сексуального здоровья. Показатель 6.2. Предпочтение школы среди других в микрорайоне. Дан¬ный показатель оценивается тем выше, чем: а) имеется большее количество учащихся с других территориальных уча¬стков; б) выше тестовые показатели по методике «Выбор школы» среди родителей подготовительных групп детского сада. 2.3. Организационный компонент программы Базовые основания построения внутришкольной системы управ¬ления качеством образования: 1. Программа развития образовательного учреждения. 2. Перспективный план перехода школы на предпрофильную подготовку и профильное обучение. 3. Программа изучения методической темы школы на 5 лет «Самореали¬зация личности учителя и ученика в деятельности». 4. Пакет нормативных документов и локальных актов, определяющих требования к качеству процесса и его результатам. 5. Контрольно-измерительные материалы и процедуры мониторинга ка¬чества. 6. Процедуры непрерывного обновления и коррекции содержания обра¬зования. 7. Механизм освоения и практического использования научно-методических разработок и технологий повышения качества образования. 8. Взаимодействие основного и дополнительного образования. 9. Система информационных технологий. 10. Имидж образовательного учреждения. Условия, позволяющие реализовать цель и задачи npограммы: 1. Осознание педагогами потребности в повышении качества образования. 2. Плодотворное сотрудничество с научным руководителем и научными консультантами. 3. Творческий потенциал педагогических работников. 4. Приобщение педагогов к инновационной и исследовательской дея¬тельности. 5. Изменения в структуре управления учреждением: формирование 5 ШМО; пересмотр должностных обязанностей замести¬телей директора в контексте заданной проблемы. 6. Техническое оснащение компьютерного кабинета. Разработка основ¬ных положений концепции мониторинга качества образования. 7. Создание методического кабинета школы. Сроки реализации программы: 2009-2013 гг. РАЗДЕЛ 3. ИССЛЕДОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ВНЕДРЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МОНИТОРИНГА В УЧЕБНО_ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС 3.1. План действий по реализаuии целей и задач № п/п Этап, сроки Мероприятия Ответственные Управленческое решение 1 2009- 2010 уч. год (органи зацион ный этап) Нормативно-правовое обеспечение: 1. Изучить все действующие Федеральные, региональные программы по проблеме качества образования Директор, замес-титель по УВР Реализовать нормативные документы в плане действий 2. Систематизировать опыт образовательных учреждений по данной проблеме (информационный поиск) Зам. директора по УВР Создание банка данных З. Разработать локальные акты, необходимые для функционирования программы Директор Осуществлять инспекционный контроль по их реализации (администра- тивный совет, родитель- ский комитет) 4. Подготовить педагогов к реализации данной программы Директор, замес- титель по УВР Проведение обучающих семинаров, конференций, обмен опытом 5. Совершенствовать организационную структуру и механизм управления школой Директор, замес- титель по УВР Привлечение педагогов к управлению школой 6. Совершенствовать ресурсное обеспечение Директор, замес- титель по УВР, Рук. ШМО Создание информацион- ного банка мониторинга результативности УП 7. Разработать и апробировать механизм и инструментарий оценки системы качества на основе информационных технологий Методическая служба Выступление на заседаниях ШМО 8. Аналитическая деятельность учителей в методических объединениях по итогам дан- ных мониторинга Утвердить на методическом совете 9. Разработка концепции по созданию воспитательной системы школы зам. директора по ВР Психологическое сопровождение: 1. Обеспечение текущего психологического наблюдения за учащимися. 2. Тестирование учащихся по определению уровня самоактуализации. З. Обучение школьников приемам самодиагностики, саморегуляции Психологическая служба Классные руководители Разработка рекомендаций для педагогов, роди- телей и обучающихся, администрации школы 4. Диагностика среды жизнедеятельности ребенка, включая образовательную, психологическую, семейную среду Директор, замес- титель по УВР, соцпедагог 5. Разработка критериев комплексной оценки состояния здоровья ученика как важного фактора повышения качества образования заместитель по УВР, педагоги 6. Разработка и утверждение Положения «О проведении адаптационного периода школьников» Соцпедагог, учителя Разработать и установить компьютерную программу для проведения мониторинга Материально-технические условия: 1. Программно-методическое обеспечение мониторинга управлением качеством образования на основе инфор- мационных технологий Директор Оборудовать методический кабинет персональ- ными компьютерами, методической литературой 2. Информационное обеспечение мониторинга Классные руково- дители, учителя по предмету Создать компьютерную информационную базу мониторинга З. Создание методического кабинета как информационной базы мониторинга Директор, замес- тители, педагоги Проводить АК до15 сентября, и по четвертям, ежегодно Мониторинг резvльтатов vчебного процесса: 1. Личностно-ориентированный мониторинг в классах заместитель по УВР, педагоги Проводить ежегодно два раза в год: до 15 сентября и в марте 1.1. Обученность через контрольно-методические срезы на актуальный уровень знаний (АК); тематические, итоговые контрольные работы. 1.2. Обучаемость через контрольно-методические срезы по модифицированной методике П.И. Третьякова и И.Б. Сенновского. 1.3. Уровень ОУУН (мыслительные навыки) через контрольно- методические срезы на сформированность мыслительных навыков. Заместитель директора по УВР Учителя. рук. ШМО Проводить ежегодно в марте. Создание накопительного банка данных результативности обучения учащихся и оценка эффек- тивности работы учителя- предметника № п/п Этап, сроки Мероприятия Ответственные Управленческое решение 2 2010-2011 уч. год (практи- ческий этап) Педагогическая поддержка: 1. Усовершенствование апробированной программы, внесение коррективов и изменений. Директор, зам. директора по УВР, учителя Мониторинг качества образования 2. Обсуждение данных мониторинга на заседаниях органов самоуправления: . Совета школы «Соуправление развиием школы на основе компетентностного подхода»; .методического совета школы . «Педагогическая система внутришкольного управления качеством образовательного процесса». Директор, зам. директора по УВР. Родительский комитет Выработка путей дальнейшей реализации программы 3. Проведение тематического педагогического совета «Модель выпускникаьшколы в условиях модернизации российского образования». зам. директора по УВР, рук. ШМО Обобщение опыта работу по теме 4. Проведение марафона педагогических идей по оптимизации качества образования». Мониторинг физического и психического здоровья Психологическое сопровождение: 1. Обеспечение текущего медико- психологического наблюдения за учащимися. Смотр кабинетов и рекреаций 2. Диагностика состояния здоровья детей всех возрастных групп. Систематизация картотек 3. Разработка методических рекомендаций в помощь учителям по профилактике психосоматических заболева- ний обучающихся и воспитанников. Семинары, тренинги, проблемные задачи 4. Выявление детей «группы риска» по школьной и социальной дезадаптации. Про ведение тренингов для учащихся и педагогов по самопознанию и реали- зации «Я-Концепции». Рекомендации педагогам, родителям. 5. Выявление одаренных детей, дальнейшее продвижение их таланта и динамичное наблюдение за их здоровьем. Пополнение банка данных одаренных детей 6. Систематизация банка данных одаренных детей и разработка рекомендаций по организации работы с ними. ЦИКЛОГРАММА И ТЕХНОЛОГИИ МОНИТОРИНГА Сроки Технология Анализ резvльтатов Сентябрь Проводится КМС по: * обученности (в виде контрольно-диагностических срезов по предмету для определения уровня актуальных знаний); *обучаемости (по описанной методике: 5 вопросов разного уровня после обь-яснения нового материала и первичного закрепления его) *ОУУН (по результатам наблюдений за сентябрь по 8 выделенным пара- метрам) В карте мониторинга выставляются оценки (по пятибалльной системе) в графе «АК». Подсчитывается АК уровень обученности для класса. Определяется группа учащихся, нуждающихся в дополнительных занятиях по предмету. В карте мониторинга в графе «Обучаемость» за сентябрь выставляется результаты КМС (по системе 0-1-3): 1 - репродуктивный уровень; 2 - прикладной уровень; 3 - творческий уровень. Допускается описание результата КМС с указанием явнойперспективы: Например: I >1 - репродуктивный уровень с возможностями перехода на уровень «О» - демонстрирует отсутствие достаточных возможностей для учебной работы в данном классе. Выявляются необходимые уровни дифференциации приемов дидактических материалов для работы на уроке в данном классе. В карте мониторинга выставляются оценки по системе 0-1-3 (О - низкий уровень владения навыком или его отсутствие; 1 - владение навыком в недостаточной степени, есть ресурсы; 2 - достаточный уровень) 25 декабря -5 января Производится оценка уровня обученности по предмету по результативности полvгодия В карте мониторинга выставляется оценка по предмету за первое полугодие. Подсчитывается уровень обученности для всего класса. Оценивается динамика изменения уровня ЗУН по предмету Февраль (до 28-го числа) Производится оценка уровня владения мыслительными навыками (в виде КМСпо пяти мыслительным ОУУН: анализ, сравнение, синтез, логика, вывод) Результаты выставляются в карту мониторинга в виде «+» «-« по порядку исследуемых навыков: от «анализа» до «вывода». Определяется уровень владения мыслительными навыками учащихся в контексте предмета. Выявляются необходимые формы и методы работы на уроках для формирования навыков мыслительной деятельности. Оценивается динамика роста уровня владения навыками по отношению к предыдущему году Март Еще раз проводится определение уровня учебных возможностей (обучаемости) на предметных уроках (технология та же, что и в сентябре) В карте мониторинга в графе «Обучаемость - март» выставляются результаты КМС по системе 0-1-3. Оценивается динамика изменения уровня учебных возможностей, демонстрируемых учащимися на уроках предмета. Определяется изменения в УД по организации и методическому оснащению уроков для данного класса и конкретных учащихся Май, июнь Проводится оценка уровня обученности по предмету по результатам второго полугодия и годовым отметкам В карте мониторинга выставляются оценки за второе полугодие и год. Подсчитывается общий уровень обученности по классу. Анализируется динамика роста обученности по предмету за год. 3.2. Прогнозируемые резvльтаты к концу 2013 г.: 1. Проектирование модели управления качеством образования на основе внедрения информационных технологий и образовательного мониторинга в учебно-воспитательный процесс. 2. Апробирование модели управления качеством образования на основе внедрения информационных технологий и образовательного мониторинга в учебно-воспитательный процесс. 3. Создание системы по повышению основных показателей школы: - Повышение качества образования по школе до уровня района; - снижение количества учащихся, имеющих одну «3» по предмету на 50%; - личностный рост ученика и профессиональный рост учителя; - создание благоприятного психологического климата взаимоотношений сотрудничества и партнерства в среде школьников, ровесников, семьи; - устойчивая положительная внутренняя мотивация к учению у учащихся и к педагогической деятельности у педагогов; - удовлетворение образовательных запросов, требований, ожиданий уча¬- щихся, родителей, общества; - стабильность физического и психического состояния субъектов образо-вательного учреждения; - развитие ключевых компетентностей обучающихся; - накопление и формирование портфолио ученика и педагога. 4. Создание единой информационной сети в учреждении. Возможные ограничения: 1. Инертность педагогического коллектива. 2. Неосознанная позиция родителей к образованию. 3. Недостаточная мотивация учащихся к учебной деятельности. 4. Средний потенциальный уровень контингента обучающихся. 5. Недостаточный материально-технический ресурс. 6. Устойчивая тенденция к снижению уровня здоровья в микросоциуме.

Юная средняя общеобразовательная школа